в начало сайта
First Moscow Nissan 4x4 Offroad Club самое интересное ночью...
новости Это мы Место встречи
Регистрация
(Забыли пароль?)
 
    
 

Конференция 'Nissan 4x4'Фильтр: техничкаФильтр: оффтопикФильтр: отключен
Конференция 'Барахолка'


Автомобили Nissan
Ремонт
Наши фотографии
Теория 4х4
Сделай сам!
GPS
Радиосвязь
Снаряжение
Избранное
Магазины/Сервисы
Детский приют Дружба
Дисконтная программа
Голосуем!
Фонд Клуба
Клубный магазин


Всероссийски внедорожный календарь событий



  

 2022 
ДР-23, 07-09 октября 2022г (ссылки на фотоальбомы, отзывы и впечатления)

 
 2021 
ДР-22, 08-10 октября 2021г (ссылки на фотоальбомы, отзывы и впечатления)

 
 2020 
ДР-21, 09-11 октября 2020г. (ссылки на фото)

 
Автопутешествие по Норвегии (фильм из 6 частей by Rider)

 
 2019 
Пикник близ Нерской. Осень. - 9.11.19

 
ДР 20 лет, 04-06 октября 2019г. (ссылки на фото, отзывы)

 
СНГ-2019 (ссылки на фото и видео, отзывы)

 
 2018 
ДР 19 лет, 19-21 октября 2018г. (ссылки на фото, отзывы)

 
12.05.18 - 1 ГОД КОМАНДЕ ЧОКНУТЫХ! Выезд. Как это было+фотоотчет...

 



 29.03.2024
Сегодня день рождения отмечают marshal, sloniik, Аксиньин Дед, ДОК, Прадед Кукуй!

Ниссан 4х4 Клуб поздравляет именинников!
 

Наши фотографии / Наши путешествия / "Экспедиция "Белое море", май, август 2008 года (фото и отчет by ВячеславТ2)
Автор:ВячеславТ2

Разведка местности. 1-4 мая 2008 г
Фото с разведки
Что нам показала разведка
Что прогнозируется по погоде

Список участников

Фотографии от КАРАЕДА
Фотографии от BOROVa
Фотографии от Алексея
Фотографии от Леха Hi-LUX

Трек экспедиции
Точки

Как-то раз ковырявшись в инете в поисках "затеряных земель" я набрел на старый отчет о путешествии по Онежскому полуострову трех "каракатов". Стало интересно, проезжал-ли кто по тому маршруту на внедорожниках.
Более детальные поиски дали следуюший результат :
-
Пеший поход вокруг полуострова
-
Вело-поход, но только по летнему берегу
-
Проезд на УАЗах, но только часть маршрута, где обозначена дорога
-
Проезд на Toyota Pick-UP, только летний берег

В общем все сводилось к тому, что на внедорожниках никто еще полностью полуостров не проехал. Это сильно подогревало интерес и я стал готовить экспедицию.
Сперва связался с некоторыми людьми, написавшими отчеты, выяснить кое-какие дополнительные подробности про предстоящую поездку. "Рассказы очевидцев" разнились в деталях, по времени экспедиций, по маршрутам. Общая картина не складывалась, но было пугающе интересно - ЧТО ТАМ ?!
Короче : Чем дальше - тем страшнее.
Пугало отсутствие дорог, обрывочные сведения о предстоящем маршруте, отсутствие жилья, топлива, связи. Становилось ясно ,что без целенаправленой разведки ехать туда было-бы неправильно.
В мае состоялась
разведка.
По итогам ее были сделаны определенные выводы и принято решение ехать в первой половине августа, как наиболее подходящем времени для экспедиции по этим местам.
Набиралась команда из 8 машин. В итоге поехали три. (Леха на пикапе Hi-LUX отстал от основной группы на сутки еще в Москве.)
Начали более детальную подготовку.
Основная задача - рассчет количества топлива. Кто закупал канистры и устраивал их на багажники или в салон, кто варил дополнительные топливные баки...а кто-то делал и то и другое
Надо заметить, что рассчитанные мной 400-450 км (примерно 230-260 литров для Pajero и Toyota, 160 литров для Субурбана(Jimny) внедорожья на поверку вышли примерно в 520 и если бы нам не удалось по ходу пути в деревнях прикупить 20-40 литров солярки - то топлива могло реально не хватить.
Задача номер два - запчасти. Действующим лицам был оглашен минимальный список запчастей и снаряжения на каждый автомобиль. Так же оговорена минимальная сумма в Российских рублях на человека.
В
Паджерик загрузили электро-генератор, акумуляторную зарядку, небольшой сварочный аппарат, керхер (мыть машины от соленой воды), болгарку, дрель, отдельную канистру с бензином для бензопил, отдельную - для генератора и еще кучу всякой мелочи включая инструмент, запчасти, личные вещи, топливо, еду... ВЛЕЗЛО !

В ночь с 31 июля на 1 августа мы стартовали.
Дорога до Вологды отличная. Особенно ночью. Машин мало, ГАИ полусонное. На выезде из Ярославля случилось небольшое ЧП с Субурбаном - он
заглох и не хотел заводиться. Причина была в криво поставленом перед самым выездом в Сузучьем сервисе "Катана" датчике положения распредвала. Корпус датчика был поломан и от вибрации он вылетал из гнезда. Прикрутили пластиковой стяжкой и двинули дальше.
Примерно к 10 утра мы были на пересечение трассы Вологда-Вытегра и участка
федеральной трассы Р1 Вытегра-Каргополь. Под мостом через р.Кема мы расположились в ожидание догонявшей нас Toyota.

Участок Федеральной трассы Р1, соединяющий Архангельскую и Вологодскую область мы отметили
хорошей вмятиной на топливном баке.
В целом весьма
живописная лесная дорожка примерно 47 км, с некоторыми элементами офф-роад, если бы не слово "федеральная" в ее название. Эта самая Р1 на пересечение облостей резко переходит от лесной дорожки в широкий грейдер c указателями, участками асфальта, и заправками. Замечу, что трассу ремонтируют, делают развязки, обновляют водопропуски, проводят грейдер и местами даже кладут асфальт !.
Жуткий
грейдер от Каргополя до Плесецка. Дальше - асфальт до города Савинский. Сворачиваем на грейдер в сторону Ярнемы и решаем искать место для ночлега. Все вымотались, хотим есть, выпить, спать... Вокруг Савинского множество живописных озер. На берег одного из них мы выбрались и стали лагерем.

Первая ночевка оказалась весьма в тему. На утро все были
бодры, веселы, голодны и готовы к подвигам.
Собрав лагерь мы двинулись обратно к грейдеру и с удивлением увидели ...
СНЕГ... типа в августе. Приколовшись над шутками природы, двигаемся дальше. Снова грейдер. Короткая "технологическая" остановка. После утреннего пива тем, кто не за рулем, "надо".
Дальше пойдем по
красивейшим берегам р.Онега.
Красотища ! Проблем с выбором натуры нет - дорога идет вдоль берега реки и как буд-то специально для нас созданы отличные смотровые площадки. Да и с погодой повезло...
На берегах Онеги расположены древние поморские
поселения. Деревянные и каменные церкви. Действующих почти нет (или совсем нет ?)...
После ж/д станции "Глазаниха" начинается отличный асфальт. Подъезжаем к Вонгуде и сворачиваем на дорогу в сторону д.Ватега. В наших планах посещение заброшеного стратегического аэродрома "Ватега".

УРА ! Оффроад ! Дорога убита вхлам. Мосты
полу-разрушены. Отводим душу за долгие километры асфальта и грейдера. За д.Ватега - песчаный подъем с промоинами. Паджеро рулит ! Отрываемся... и ...Отрываем левый ШРУС, гнем правую сошку и поворотный кулак. Доигрались, нах !
Ну что ж делать - начинаем ремонт. Пока Серега
гнет спину и ломает мозг, как все это починить и вернуть колесам прежнее положение сход-развала, парни осматривают аэродром, собирают в окрестностях грибы и, пользуясь случаем, готовят перекус.
* * *
Ватега — недостроенный военный аэродром в Архангельской области, в 16 км к востоку от г.Онега. Взлётно-посадочная полоса с бетонным покрытием, длина 3500 м, ширина около 80 м, в середине пересекается рулёжной дорожкой. Высота над уровнем моря 87 м. Был предназначен для приёма тяжелых стратегических бомбардировщиков. Аэродром был закрыт в 1995. Бетонные плиты с ВПП сняты и частично вывезены.
* * *
Серега - мегазверь и мегамозг - Паджеру починил раньше, чем парни успели приготовить картошку с тушенкой. Осталось только
вскипятить чайку...
Подкрепившись двинули в сторону Онеги по очень красивой лесной дорожке. Ехать пришлось практически по азимуту на г.Онега, поскольку местный лес перерезан огромным количеством дорог, дорожек и дорожичек. Лес сухой и очень красивый. В центре его - живописное озеро
Андозеро, на берегу - одноименная деревня.
Насладившись видами мы двигаем дальше.

Онега немноголюдна - уже поздний вечер.
В Онеге есть все. Магазины, автозапчасти, банки, менты (ненавязчивы), пункты оплаты сотовой связи и прочие прелести цивилизации. На выезде из города на трассу(грейдер) Онега-Северодвинск есть хорошая заправка
Роснефть. На мой взгляд - заправляться можно только тут - другие заправки "прЕвеД из каменного века !". Заправленый до отказа Субурбан представлял собой стрит-рейсерскую "девятку" наоборот.
На выезде из города у нас наступил "День Независимости" - мы увидели
боевую станцию НЛО. НЛО нас не трогало, мы его - тоже. На том и расстались.
Без особых напрягов проскочили по грейдеру до поворота на Нижмозеро. Тут заканчивается все. Т.е ВСЕ :-) Дальше - только распухший и раскисший зимник, болота да пара деревень.
Ночной перегон мимо д.Нижмозеро до моста через р.Нижма был отмечен парой застреваний шедшего в авангарде Борова, безхозно стоящим в ночи "Каракатом" (некая конструкция на пневмо-баллонах с мотоциклетным мотором), да встреченным по пути каким то местным оборванцем, который толком даже не мог объяснить откуда, куда и зачем он тут.
На ночевку расположились на полянке недалеко от моста через р.Нижма. В этом месте мы должны были дожидаться отставшего еще на старте в Москве Леху на Toyota Pick-UP. Связи в этих местах нет, потому условно ждать будем до утра.

Утро.
Лехи нет.
Зато есть множество местных Нижмозерских коров, которые жрут все, что найдут, включая наши палатки. Кто проснулся от их мычания раньше, с криками и воплями носятся вокруг лагеря отгоняя коров подальше.
Запыхавшийся Боров принимает
водные процедуры, а парни с Крузака - Серега и его штурман Саша пытаются споймать какую-то рыбу. Находят много сетей. Рыбы нет...
После долгого перегона по дорогам Саня постепенно
начинает втягиваться в неторопливый ритм жизни в лесу... Мы завтракаем, изучаем предстоящий маршрут. Помытый и сытый Боров - приятное зрелище.
Время идет. Лехи на Pick-UP не видно и не слышно.
Решили поесть шашлыков. Лехи нет.
Решили выпить.. Лехи нет
Постепенно стало ясно, что надо ехать без него, т.к. шашлыкинг плавно начал переходить в
водкинг и коньякинг...
Под переменным дождем собираем лагерь.
Время пол-шестого... "Ждать до утра" - ГЫ !

Движение по дороге незамысловато - ВПЕРЕД. Другого пути всеравно нет :-) Дорога не сложная, проходит по живописной холмистой местности
вверх-вниз. Приятное мягкое покрытие дорожного полотна радует взор настоящего джипера. Вот так вот с шутками-прибаутками мы постепенно двигаемся по бывшему зимнику. Наша цель на сегодня - сосновый бор после моста через р.Ухта.
Но, что это ?
Садится Субурбан. Тонет Крузер. Зарывается Паджерик.
В голову приходит мысль: "
скоро будут танцы". Как то сразу стало жарко, и комаров как-будто прибавилось. Это - ОНО !
Крузак
нагребает под себя гать, да так, что T-MAX 12500 через блок еле справляется. Паджерик ловит раздаткой здоровенный пень. Сидим. Вперед пол-метра, назад пол-метра. Давление на 0.3, лебедки, блоки, бревна под пузо, бензопилы, хайджеки, мат... ну и поперло... Гать не поддалась, уходим вправо - параллельно гати - напролом через заболоченый лес.
500 метров. почти 3 часа.
Вылетаем на
нормальную дорогу. Тут хотя-бы есть дно ! Как приятно чувствовать под ногами земную твердь ! Наверное так могут говорить только джиперы и космонавты ;-) Километр по таким лужам - за пару минут - ДА ЛЕХКО ! :-)
Наконец мост.
Идеальный. Да тут вообще, как оказалось, на зимнике все мосты идеальные.
На мосту
красиво. Сухо. Да тут вообще на всех мостах сухо ;-)
Встречаем местных собирателей ягод. Оказывается рядом с мостом избушка - они тут живут несколько дней. Добираются пешком 30 км, т.к. река Ухта сейчас мелководная и куча топляка.
Мужики сильно удивлены нашим появлением. Да и мы увидя их тоже неслабо удивились.
На допросе было выяснено, что дальше... ну в общем типа того, только еще круче. Болота, гати. Дальше сосновый бор. За ним около 9 км местность под названием "Ручьи". Это огромная заболоченая низина, которую пересекают три приличных ручья. Собственно они и подпитывают болото. Мужики сказали - не пройдем. Потом подумав один сказал :"Раз до сюда доехали - может и пройдете. Ближайщая деревня - Пурнема (прим 15 км), но трактор там не дадут - он Ручьи не пройдет. Подумайте."
Что тут думать ? Да мы еще в Москве подумали. Ставим
лагерь прямо на дороге, отдыхаем, завтра рубанем.
В процессе разговора так-же было выяснено, что где-то "в бору" есть некая хитрая отворотка на север на какую-то необозначеную на картах дорогу, которая якобы доходит почти до Пурнемы и растворяется в болоте километра за 4 до деревни. Типа - объезд "Ручьев".
Ладно. Поищем. Завтра.

Утро.
Мы
бодры и веселы.
Процесс
упаковки Субурбана - это целая наука ! Не каждому дано ее познать..
Экипаж Крузака вчера осознал всю "прелесть" Т-Максовского 10-мм стального троса и в срочном порядке перемотал кевларовый удлиннитель на лебедку.
Проверка давления и "Прощай , Земля ! В добрый путь ..."
Через болота проходит вполне себе
приличная дорога.
В этой части зимника болота вообще довольно плотные. Мох очень толстый и машину
держит отменно и если не лезть нарожон, двигаться можно вполне сносно и быстро. По сравнению со вчерашним днем - это был отдых.
Однако, бояться надо разбросанных вокруг гати старых оборваных телефонных проводов. И не выезжать на
центр гати, как-бы того не хотелось. На вид весьма плотная , на поверку оказывается очень вязкой и цепкой - вылезти без посторонней помощи у меня не получилось - как пластилин.
Из болота поднимаемся в
Боры.
Отличная дорога! Везде бы так ;-) Мосты - как обычно - в идеале !
Куренье, конечно вред, но иногда такие вот предложения - очень даже к месту. Едем - расслабляемся. Грибочки, цветочки, снова грибочки...Вообще грибов ну Очень Много. И все здоровые такие... В самых высоких местах дороги , если смотреть влево - средь деревьев уже виднеется море. Но пока до него очень далеко.
Пара
луж и поваленых поперек дороги деревьев совсем не портят впечатления. НАМ ТУТ НРАВИТСЯ !

Все хорошее когда-то заканчивается. И наши сосновые боры резко перешли в огромные полу-затопленные территории с исчерпывающим названием РУЧЬИ.
Дорога настолько плотно заросла кустарником, что выглядит как стена. Попытка с ходу пробить эту стену закончилась плавным погружением Паджерика в вонючую черную
пучину. Тут мы вспоминаем слова дядьки про небольшую отворотку на север - типа объезда этих "Ручьев". Начинаем поиски. Пробиваем несколько мелких дорожек, уходящих на север. Теряем на это весь остаток дня - ноль. Все дороги уходят на огромное болото без единого дерева, где превращаются в десятки беспорядочных колей от гусиничной техники. Мало того - они уходят совершенно в ненужном нам направление - на северо-восток.
Начинает темнеть. Мы, понимая всю бесполезность затеи, возвращаемся к Ручьям и
разбиваем лагерь. Решаем завтра долго не раскачиваться, а с самого утрища (часиков так в 10) рубиться через кустарники.

Утро.
Это был единственный день за всю экспедицию, когда мы вышли на маршрут в 10 утра.
Как оказалось - совсем даже не зря ;-)
Двигаемся ориентируясь только на столбы линии телефонной связи, которая идет в д.Пурнема. Дорога - сплошной лес, растущий на
топком грунте, да еще эти ручьи.. Каждые 100 метров пути даются с трудом. В ход пошли лебедки, бензопилы и сэнд-траки.
Первый километр проходим 1,5..2 часа. Что-ж дальше ?
Жесть.
Поcтоянно идет мелкий дождь.
Жара.
Суки-Комары !
Сплошная
завеса из кустов. Почти уже не пилим - перемещаться пешком по такому "лесо-болоту" сильно утомительно. Валим бампером что валится, что не валится стараемся как-то объехать. В основном на лебедке. Легкий Джимник отлично идет по не тронутой поверхности болота, но вязнет в " черном пластилине" - колее, оставшейся после прохода Паджерика на 36-ТСЛ, лебедится и уходит в сторону - на гать. Сложнее всех приходится Крузаку - он самый тяжелый и длинный из нас. Его T-MAX 12500 - респект и уважуха ! (в этот день - почти 7 часов непрерывной работы)
Лес сменяется поляной залитой водой местами по колено. Поляна заросла осокой и совершенно не видно глубоких колей - постоянно проваливаемся. Лебедимся на чахлые кустики и березки. В общем - движемся вперед вполне сносно. Можно сказать - вошли в ритм. Давление 0.2, тапка в пол ! Развиваем приличную скорость и как результат - чуть не свалились в яму утыканую старыми бревнами и огромными железными гвоздями. Это - русло второго ручья. Когдато тут был мост... Уходим вправо в лес. Тут полная Ж. Двигаться почти не возможно -
слишком плотно растут березки. Маневрируем лебедкой - в говнилине рулить почти бесполезно. 500 метров слалома меж деревьями - проползаем на лебедке. 12000 Ramsey - однако, стоит своих денег ! Решаем выбираться на зимник, иначе останемся тут ночевать. Последний рывок, пересекаем третий ручей, и мы на том, что на картах обозначено сплошной черной полосой - дорога !
Трава по грудь, под колесами полуистлевшая гать, лужи-ямы почти по капот. УРА ! Ехать можно ! И мы поехали...
Субурбан и Крузер остались далеко позади - судя по звуку бензопил, рубятся сквозь лес. Мы продолжаем двигаться. О том, что зимой - это нормальная дорога - напоминают установленые дорожные знаки и телефонная линия (кстати, рабочая !).
Через
пару километров пейзаж оживляет холмистая местность. Окончание спецучастка "Ручьи" отметили мощным ударом в мост - конец болотам ! Пора обращать внимание на валуны, торчащие посреди дороги.
В
этом месте решаем передохнуть. Небольшой перекус, по банке пива и двигаем дальше.
Красиво. Сосны,
грибочки...
Медленно выползаем к
мосту через р.Вейга. Устали. Надо отдохнуть.
Парней не видно и не слышло. Дорога дальше -
песочек сквозь сосновые боры. Следы сапог и мотоциклетных шин. Мост в отличном состояние, значит - будем ждать тут.
Разложились прямо на мосту. Хорошо. Сухо. Твердо.
Вид с моста. Очень красиво. Тихо. Ляпота... :-)
Осмотрев окрестности находим родничек и решаем его
углубить, чтоб пополнить запасы чистой воды.
Субурбан с Крузером отстали километров на 5. Судя по рации - они еще не прошли "Ручьи". Делать нечего. Отдыхаем,
загораем, развлекаемся.
Так проходит пару часов... Из леса выходят
двое (шутка :-) : дед с внуком. Местные - из Пурнемы. Удивляются на нас и на наш маршрут. Болтаем с ними, выясняем разные мелочи о деревне, наличию воды, топлива, состоянию дороги.
Со времени нашего выхода на мост прошло 4 часа. Наконец послышался гул моторов и пред наши очи на потеху местным из леса выползли двое :
Субурбан и Крузер.
Легкий перекус, и двинули дальше - время то идет ...
На
подъезде к Пурнеме мы наконец видим "море" - 2-километровую линию отлива ! Мне нравится...

Пурнема.
Большая деревня. Есть магазин, почта, телефон, трактора и ГТСки, аэродром - раз в неделю прилетает АН-2.
Электричество вырабатывает местная дизель-генераторная, где можно немного разжиться саляркой. С бензином очень плохо. Только 76, и то очень неохотно продают - топливо тут завозят только по зимнику.
На окраине деревни - сохранившаяся без ремонта до нашего времени шатровая
Никольская церковь. Была поставлена в 1613 году вместо одноименной, сожженной польско-литовским войском. Церковь является памятником архитектуры и "охраняется государством".
Народ доброжелательный. Постоянных жителей мало. В основном - приезжие на лето из Архангельской и Мурманской областей.
В центре деревни находим
колодец и заливаем все свободные емкости чистой водой.
По ходу дела парни кадрят местное население женского пола. Население разводит парней на добычу воды из колодца и плавно покачивая коромыслом удаляется. Облом :-)
Покупаем немножко
бензина для Борова и салярку для нас. Нас синтересом расспрашивают о состояние зимника. Удивляются - как мы проехали. Да мы и сами, в общем, удивляемся... :-) Люди помнят прошедшие этим маршрутом несколько лет назад "Каракаты" и УАЗики моих знакомых. Прикольно :-) Но в общем-то и понятно - тут годами ничего не происходит...
Меж делом начался отлив...
Покидаем Пурнему по совету местных - по отливу. На песке лежат
старинные баркасы с допотопными моторами. На таких промышляют по всему побережью Белого Моря.
По песчаному берегу отходим от деревни километров 7 и останавливаемся на ночлег
рядом с Рыбацкой избой. На берегу нахожу морскую звезду. Она прикольно морщится от вспышки. Я почему-то думал, что морские звезды в северных морях не водятся...
Ставим лагерь, готовим ужин, отдых...

Утро. Дальше нам
двигаться по отливу, поэтому больше половины дня у нас свободно.
Зализываем раны, делаем
мелкий ремонт, моем машинки, заодно проверяем работу Karchera - готовимся к длинному перегону по морю.
Часа в четыре потихоньку двинулись - до д.Лямца путь не долгий и не сложный - особо не напрягаемся. После леса и болот очень приятно мчаться по открытым просторам и видеть много дальше, чем ближайшие деревья в 3-х метрах перед капотом. Вдоль песчаного берега идет отличная
дорога в дюнах. На песке время от времени встречаются следы медведей, брошеная техника и другие остатки цивилизации...
На море
штиль, погода отличная, солнышко, обалденные пейзажи... Сплошное удовольствие, что тут сказать.
Довольно быстро подъезжаем к д.Лямца.
Начинаются
камни. Пробуем себя в мини-триале.
Подъехать к деревне оказывается не так просто : извилистая раздолбаная тракторами
дорога полна торчащих валунов. На выходе - резко поворот вправо и вброд через каменистую р.Лямца.

Лямца.
Лямца такая же большая, как Пурнема. Есть аэродром, магазины,
сельский клуб, дизель-генераторная, спутниковая связь, работает телевизор (берет на тарелочку). Трактора, много лошадей, довольно назойливая местная пьянь, куча мелких ребятишек. Большая часть жителей - приезжие на лето, но многие живут постоянно.
Деревня расположена
в устье одноименной реки. Закрыта от моря высокими живописными холмами, что служили ранее естесственной защитой от нападения врагов с моря. Так в годы Крымской войны 25 июня 1855 (ст.ст.) в устье р.Лямца была совершена попытка высадки английского десанта, отраженная крестьянами.
Для уничтожения береговых и тыловых укреплений английский фрегат день и ночь обстреливал деревню, но защищавшие ее холмы не позволяли вести прицельный огонь, поэтому деревня не пострадала. Несколько попыток высадки десанта были успешно отбиты. В честь этого события в центре деревни установлен большой памятный
крест, отлитый в Петрозаводске по указу Царя.
Крест обнесен оградой. У подножия - те самые английские ядра.
Надпись на табличке под крестом в современной орфографии:
В память отражения неприятельского английского парохода-фрегата государственными крестьянами селения Лямцы в 25 день июня 1855.
Надпись на оборотной стороне креста:
Лета 1855 июня 25 дня неприятельский английский пароход, подойдя вечером в шесть часов к селению Лямцы, отправил на берег гребные суда с вооруженными людьми. Крестьяне Лямца, руководимые рядовым Изырбаевым, открыли по приближающимся огонь из ружей и небольшой пушки, и тем принудили их возвратиться к пароходу. Вслед за тем с парохода начали стрелять ядрами, картечью, гранатами и ракетами и отправили гребные суда с десантом, но и сей высадки крестьяне селения Лямца не допустили и принудили возвратиться на пароход, который продолжал стрельбу во всю ночь, в шесть часов утра ушел в море. При сих отражениях кроме крестьян принимали участие: архангельский мещанин Александр Лысков, местный священник Петр Лысков и дьячок Изюмов, из крестьян же наиболее отличился Совершаев. Несмотря на продолжительное бомбардирование, из защищавших ранены только дьячок Изюмов и самое селение пострадало весьма мало. Бомбы, гранаты и ракеты большей частью не разрывались и их собрано крестьянами большое количество. Государь император пожаловал Совершаеву и Изюмову серебряные медали на георгиевской ленте с надписью "за храбрость".
оригинал статьи
К сожалению эррозия почвы не щадит знаменитые холмы - они постепенно разрушаются.
Крест так-же не в лучшем состояние - когда-то давно он упал, его часть откололась, после чего приварена вновь - видны следы сварки. Надписи сильно
замазаны многими слоями краски - разобрать буквы почти невозможно.
О деревне Лямца сделана виртуальная
интернет-экскурсия. Весьма познавательно.

Лямца - край цивилизации сдешних мест.
Дальше дороги нет. Вообще никакой. Дальше - движение вдоль берега только во время отлива по камням, "няше" и прибрежному песку.
Двигаемся в общем не медленно. Давим тапку, чтоб успеть проскочить как можно большее расстояние - дойти до избы Котова. Постоянно следить за камнями, вязкой "няшей" и глубокими лужами довольно утомительно. Начинаем совершать ошибки и
сажаем Паджерик. Надо сказать, что лебядиться в "няше" (смесь камней, глины и песка в местах соприкосновения соленой морской воды с пресной) не самая приятная затея. Как пластелин.
Ошибается Крузер и с ходу влетает в немаленький камень,
разрезая диском боковину покрышки.
Вот Ацтой :-(
Джечиться на "няше" - еще круче, чем лебядиться. Собираем
бревна, якоримся лебедкой за огроменный валун, джечимся.
Порваное колесо отправляется
на калитку в надежде заштопать при первом удачном случае.
А тем временем
вечерело...
Потеряли много времени. Начался прилив, а берег такой крутой, что не то что машину поставить, по-нужде присесть - надо страховку за деревья цеплять. Мы начинаем обдумывать сложившуюся ситуацию - как переждать прилив.
Субурбан - самый низкий из нас и 12-часовое стояние в соленой воде в ожидание отлива на нем может весьма пагубно отразиться. Мало того, даже самый небольшой шторм может легко перевернуть его на бок (в лучшем случае) или унести в море.
Боров волнуется и предлагает двигать дальше на максимальной скорости. Мы как-то не сильно спешим поддержать его, ведь он один ни разу еще не влетал на полном ходу в няшу - слишком легкий.
Вода прибывает на глазах и он не дожидаясь нашего решения двигает по газам, и поднимая волны понесся по уже покрытому 20-см слоем воды песку в сторону спасительной Избы Котова.
У нас круглые глаза - Боров, ты Крут ! До Котова около 7 км ! Но Боров не слышит - как обычно не включена рация...
Субурбан, похожий на моторную лодку несется очертя голову. Мы кидаемся за ним след в след, уже на ходу делая ставки - как долго бензиновый автомобильчик протянет в соленой воде и как скоро он снесет себе мост притаившимся под водой бульником.
Совсем стемнело. Мы идем с включенными люстрами - нижние фары боимся включать в соленой воде.
Паджере по бампер, значит Субурбану уже по капот. Его почти не видно в темноте, только красные габариты мелькают. Глубокая вода не дает двигаться быстро - большое встречное сопротивление. Начинает кое-где подглючивать электрика.
Мы, рассекая волны, несемся наперегонки с Крузером. Приколько :-) Я все-же немного очкую... До берега около 800 метров открытой воды, а нам уже захлестывает на капот...
GPS говорит - до Котова километр. Дойдем. Наверное. Гы !
В темноте габариты Боровского Субурбана для нас как маяк - движемся не разбирая дороги - по азимуту на два красных огонька.
Вдруг огоньки как-то резко стали ярче и подпрыгнули немного вверх ! ЗЕМЛЯ ! Боров проскочил !
C улюлюканьем влетаем вслед за ним на песочек - как раз перед избой.
Все на месте. Никто не утонул. Ну и отлично.
Включаем свет и начинаем искать место для лагеря. С моря поднялся ветер и надо спешить - возможно будет шторм.
Наконец, после продолжительных дебатов на тему "в избе или на улице" находим полянку у кромки леса и разбиваем лагерь.

Утро.
У нас целый день - отлив начнется только в семь вечера, значит реально двигаться можно будет только в восемь.
Тут
красиво. Особенно живописна речка...
Каждый решает заняться чем-то своим и убивать время с пользой. Или без ;-)
Я совершаю экскурсию по
Избе.
Тут
живут. Как выяснилось много позднее у Избы есть реальный владелец, который живет тут круглый год.
Внутри нашел
"наскальные надписи" типа "Здесь был Вася". Позднее узнал - это был зимний лыжный поход вокруг Онежского.
Недалеко от Избы - на кромке леса нашел древнючий
колодец. Вода в нем тухлая. Видимо владелец Избы берет воду только из реки и за колодцем давно не следит.
Чуть поодаль - на береговой линии стоит
часовня и рядом с ней поклонный крест. До настоящего времени нет 100% достоверной информации по данной постройке. По словам местных - когда-то в Избе Котова жили монахи-отшельники, которые и возвели часовенку, но по какой-то причине они уехали из этих мест.
В это верится с трудом, поскольку сооружение довольно
свежее, внутри пусто. Нет ничего, кроме одинокого настенного календаря, исполняющего обязанности иконы.
Я надеюсь когда-то выяснится откуда появились монахи и с какой целью была поставлена часовня и крест...

Пока я осматривал окрестности, ребята занимались своими делами.
Кто-то
собирал грибы, кто-то ловил рыбку, кто-то готовил обед, а кто-то просто тупил...
После обеда лагерь
оживился. Мы решили дружными усилиями починить колесо, пробитое вчера.

Дело близилось к вечеру и мы потихоньку начали
снимать лагерь.
Нам предстояло преодолеть по отливу пару километров до мыса Чесменский, где находится действующий маяк. Оттуда - вдоль берега двигаться в сторону д.Пушлахта.
Отлив уже
набирал обороты и мы не теряя времени быстренько поехали...
Прибыв на мыс, мы сталкнулись с уже известными нам
следами. Не сказать, чтоб это был очень крупный медведь, но по словам смотрителя маяка "чуть больше коровы". Смотритель так-же рассказал нам, что медведь этот очень старый и больной. Если встретишь его на пути, лучше обойти подальше, ибо от старости его сильно глючит - он не уходит с тропы, не боится даже выстрела - может напасть.
На самой дальней точке мыса стоит очень старый
крест. Местные про историю сего креста ничего не знают.
На северной оконечности мыса -
гавань. Тут пара сараев и сушилка для водорослей. Смотрители маяка подрабатывают - косят ламинарию, сушат ее и потом сдают для производства лекарств.
От берега в сторону маяка идет
дорога, пройдя по которой мы сначала попадем к дизель-генераторной и компрессорной станциям, а затем, поднявшись выше - к маяку

Маяк постоянно действующий. Недавно был произведен косметический ремонт - обшили фальш-панелями. Теперь это не старое облезлое здание, а современное на вид сооружение. Но с берега разглядеть его практически невозможно - маяк закрывают плотно растущие ели. Он отлично виден с моря, собственно, для чего и сделан :-) С башни открываются потрясающие виды...

Выдвигаемся в сторону д.Пушлахта.
Ма море
штиль и практически всю дорогу мы наблюдаем обалденный закат...

Уже подходе к деревне Паджерик в темноте ловит здоровый
валун, а Субурбан, не рассчитав траекторию выдирает амортизатор.
Расслабились, джиперы.. Снижаем темп и повышаем бдительность. Темнота - друг молодежи, но не джипера, крадущегося в ночи.

Если смотреть современную карту, то Пушлахта в основной своей массе показана с южного берега реки, на самом деле деревня полностью находится на ее противоположном берегу и растянута по северному берегу губы Пушлахта.
Крупная деревня. Магазины, телефоны, медпункт, дизельгенераторная станция. Все цивильно.
Привлекли внимание местных пацанов. Нам показали колодец и один на мотоцикле вызвался проводить нас через деревню к старой дороге на Летнюю Золотицу. Весьма кстати, иначе в темноте мы бы перебудили пол-деревни.
Прикол в том, что никто из опрошенных местных не знал состояне дороги далее 3-х км. Незачем им туда ездить, да и не на чем. Все сообщение - по морю. Говорят, что есть какая-то вторая дорога, не обозначеная на карте. И вроде состояние ее лучше. Последние обрывочные данные по ней получены от парня, чей двоюродного дяди внучатый племянник в 2001 году перегонял по ней трактор из Летней Золотицы, поэтому мы решили идти первым вариантом - по дороге, что есть на двухкилометровке.
Буквально сразу за деревней дорога уходит в холмы, и если б не наш добровольный проводник - изрядно прищлошь бы поплутать в темноте, ищя старые следы на свежескошенных лугах.
Дорога проходит по холмистой местности с топями в низинах. Топи выложены старой гатью, которая ближе к деревне была вполне
приличная, но чем дальше, тем становится страшнее.
Остаток ночи колесили по холмам и топям, ищя приличное место для ночлега. Добравшись таким образом до губы Конюхова мы решили заночевать прям тут и
разбили лагерь. Сил больше небыло, пошел мелкий моросящий дождик, хотелось спать... Кто-то перед сном даже умудрился перекусить.

Утро.
Предстартовая
проверка Субурбана показала, что он-таки жив и не смотря на отломаный амортизатор вполне себе едет, правда иногда сильно кренится на косогорах.
На счастье Борова косогоры сменились
болотинами. Постоянно идет дождь. Дорога распухла. Лебедка-трофи.
Так проходит весь день.
Стемнело. Мы нашли неплохую полянку и разбили лагерь. У Паджеры глюканул генератор - видимо последствия соляных ванн. Утром будем перебирать.
Кончился дождик и мы развели большой костер - разложили и развесили вокруг кучу вещей : сапоги, штаны, носки, куртки... Растянули дополнительный тент - единственный раз за всю поездку !
Парни нажарили картошки и наготовили еще кучу еды. Усугубили. Потом еще раз. И еще...
Долго-ли коротко, занялся вечный спор - кто круче : редукторный мост УАЗа или турбодизель Паджеры... Тостующие, сначала по-очереди, затем уже как попало брали слово и высказывали свои мысли на этот счет. Начались прения. В качестве доказательств выдвигались различные аргументы...
За разговором шло время и меня срубило. Чем закончились дебаты я не знаю.

Утро
Пока все спали Серега умудрился перебрать генератор. Теперь все нормально - можно рубиться дальше.
Завтрак, собрали лагерь, двинули.
Дорога повернулась-таки к нам лицом. Болотинка кончилась,
начались камни. Боров взвыл - уж очень не любит Субурбан камней.
Через пару часов вышли на
берег р.Золотица. Идет дождик. На море не шуточный шторм. Местные потом сказали: "баллов 6. давно такого небыло".
Промеряем брод. Уровень воды Золотицы поднялся до нашего предела - Выше уровня телепузов - Субурбан не пройдет, да и нам стремно.
Решили попробовать
выйти на берег - есть вероятность по пляжу проскочить, поскольку в устье рек частенько бывают намытые отмели, и если не очкануть, то можно проскочить 50-60 метровую реку в промежуток между волнами.
Опаньки ! Приехали... Оказывается тут
частная территория.
Охрана рассказала, что недавно эту землю купил какой-то москвич и построил тут дом отдыха, тем самым дав работу местному населению. Практически вся деревня тем или иным образом завязана на этой
гостиннице.
На берегу бушует
шторм. Придется ночевать на этом берегу - ждать когда брод станет проходим или стихнет шторм, чтобы прорваться по отмелям.
Парень-охранник сказал, что даже в сухую погоду по броду ходит только полноприводный КРАЗ и посоветовал нам воспользоваться бродом для гусиничных тракторов. Этот брод находится на 500 метров выше по течению и опасен для колесной техники обилием камней, но зато он мелкий - по-колено.
А что мы теряем ? Едем - поглядим.
В общем оказалось -
ерунда. Главное - следить за камнями под брюхом.
Паджерику - едва доходит
до ступицы. И всеравно в начале мы насадились на пару каменюк. Защиты-защитами, но надо быть внимательней.
Запущеный вперед машины
штурман - вот истинно верное решение ;-) За пол-часа все благополучно переправились.

Летняя Золотица Похоже, что на полуострове если есть деревня, то большая, с инфраструктурой, аэродромом и множеством приезжих "на лето". Иного мы пока не видели.
Пообщавшись с местным населением, пополнив запасы чистой воды, мы продолжаем путь по почти идеальной
дороге. Внезапно Паджерик сильно завибрировал, завилял мордахой и ... его подкосило. Срезало болты крепления шаровой опоры - последствия поломки еще в начале нашей экспедиции.
Не сложный ремонт. Серега быстро ставит на место шаровую, меняет все болты на новые и мы продолжаем движение.
Море
штормит. И похоже, что сегодня погода уже не наладится...
Наш путь проходит вдоль берега, под прикрытием
леса, шторм не страшен. Иногда дорога подходит близко к берегу, и можно сфотографировать прибой.
А в лесу
тихо. Красиво. Шум моря не слышен.
Потихоньку море
успокаивается. Напротив мыса Лопалахта видим "Черную Жемчужину". Говорят, что это корабль-мишень и по нему проходят учебные стрельбы.

На подъезде к Летнему Наволоку - воинская часть. Поворот к ней обозначен вот такой
табличкой на дереве.
Несколько строк, а как всеобъемлюще сказано...
Вокруг
брошеная техника, руины каких-то зданий. Крутится радар... Нас тут не ждут и не известно - обрадуются или нет нашему визиту. Солнце садится. Не заезжая в часть уходим в дюны. Тут мы впервые встречаем табличку, говорящую о том, что мы находимся на территории Национального Парка Хорош Парк. Напоминает военные помойки на полуострове Рыбачий Мурманской области.

Летний Наволок
Полумертвая. Пустынные улицы. Валяется мусор. Запчасти и куски от чего-то большого и железного. Различные металлические
конструкции разбросаны по всему берегу. Жуткое место.

Дорога заканчивается, спускается на берег к самой кромке воды.
Идем по мелкой гальке, песку, иногда преодолевая завалы из бревен.
Стемнело. Идем полным ходом, чтоб покрыть как можно большее расстояние. Хотим на ночь остановиться перед каменным участком длинной в 3.5 км, чтоб не теряя времени с утра начать штурм.
Вода прибывает - начался прилив. Справа - почти отвесный берег. Редкие избы рыбаков. Все закрыты. Иногда встречаются люди в них - смотрят на нас как на марсиан - интересно, но подойти страшновато.
Совсем темно. Открытых изб нет. Справа стена с уклоном в 80% поросшая криволесьем - кустами и карликовыми березками. Притулиться негде даже Субурбану...
Терпенье на исходе. Находим избу на небольшом горизонтальном пятачке. Замок кое-как болтается. значит "условно открыта".
Еле-Еле размещаем три машины на маленькой площадке. Я даже умудрился поставить палатку - буду спать под морской бриз... Остальные решили спать в избе.

Утро
Я
выспался под шум прибоя, не знаю как остальные.
Отличная погода. Отличная береговая линия. Оставив владельцам избы немного денег и записку с извинениями, почесав репу, двигаем дальше.
Впереди мыс Лопшеньгский - сплошной каменный триал. Качаем колеса до 1.8, увеличивая
клиренс. Двигаемся медленно, спешить нам некуда - мы в верхней точке прилива - в запасе целый день.
Борова уверенно ведет
штурман, Крузака ведем все вместе, Паджеро едет сам. Метр за метром, окуратно продвигаемся по камням разного калибра.
Паджерик вырвался
вперед, и вдруг в рацию слышим : "СТОП ! Субурбан не заводится..."
Кучкуемся вокруг больного. Протираем стекла, проверяем давление в шинах.. Не помогает. Собираем консиллиум.
Как лечить ? Что сломалось ?
Почти час перетрясали электросхему маленького , но гордого Субурбана... Ноль. Осознание того, что мы не понимаем в чем проблема и как ее исправить давит на мозги. Стало
грустно. Тащить по камням машину на веревке - это весьма неприятное занятие. Реле, датчики, пердохранители, бензонасос, свечи, катушки, провода... Еще пол-часа ковыряния в электропроводке не дают результата... Делать нечего - на веревку !
Тащить на тросе легкий, но гордый автомобильчик предстояло 1.5-2 км. Мы дружно взялись за дело. Превым проводили Крузер, затем он задней лебедкой аккуратно подтаскивал за собой по валунам Субурбанчег. Когда дорога позволяла - тянул за собой стропой. По пути нам встретились два трактора, идущие в сторону Летней Золотицы. Везли топливо и стройматериалы. Трактористы посочувствовали нам, мы - им. Обменялись информацией о предстоящем пути и разошлись.
Тяжелый переход. Небольшой
клиренс Субурбана заставляет нас быть максимально аккуратными. Подкладываем в расщелины меж валунов камни, бревна (благо топляка вдоль берега очень много). Метр за метром преодолеваем каменные завалы и выходим на отличный песчаный пляж. Увеличиваем скорость. Впереди появляется нечто, издали напоминающее груду металлолома, вросшего в песок. Это - древний бортовой КРАЗ. Это про него писали в интернете ! Оказывается эта рухлядь была брошена тут военными, намертво вросла в песок и в последствии, став частью местного пейзажа, была официально вписана в лоцию, как ориентир !
Осмотрев когда-то грозный полноприводный тягач двинулись дальше по песчаной косе. Песок плотный, ровный. На море штиль.

Подъезжаем к
Лопьшеньге.
Деревня ничем не примечательна. Вытянулась вдоль берега моря. Есть школа, магазины, какие-то атребуты власти. Строится новенькая
церковь. Народу на улицах не много. Но любопытство и удивление мы своей техникой вызываем - кто-то подглядывает сквозь шторы из окошек :)
От Лопшеньги начинается отлично укатаная
грунтовка. Песочек. Ехать очень мягко. Вокруг хвойные леса, песчаные дюны раскинулись на многие километры. Нитка дороги петляя меж сосен выходит прямиком на мыс Заячий - место, куда прибывает паром.

Сразу оговорюсь : проезжая по д.Яреньга обязательно найдите местного председателя правления и договоритесь с ним о переправе через Унскую Губу. Небольшой паром "Яреньга" ходит тут ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ ! Мы этого не сделали и пришлось ловить паром "на лету" - договариваться с капитаном на месте. Это обязательно надо сделать заранее, особенно если у вы путешествуете более, чем на двух 5-дверных автомобилях. Паром очень маленький и в состояние вместить : 5-дверный крузер + 3-дверкный паджерик + 3-дверный Джимни. Время переправы в Пертоминск - примерно 40 мин. Туда-обратно + погрузка-разгрузка.. приливы-отливы влияют тоже - тчение в горле губы очень сильное, на глаз не видно, но паром сносит моментально. В общем.. может сильно растянуться время переправы всей вашей группы.


Мы же, добравшись до Унской Губы увидели в бинокль на том берегу Пертоминск - довольно приличных размеров поселок с магазинами, системами связи и прочими благами цевилизации. Там, у пристани, пришвартован паром. Он нам и нужен. Но ему до нас дела нет ! Как быть ?
Слышим стрекот мотора - приближается небольшая рыбацкая лодка. Привлекаем внимание, рыбаки поворачивают к нам. В разговоре мы узнаем, как мы лоханулись, проскочив д.Яреньга без разговора с председателем. Ну да ладно - дело попровимо - завтра в 12 дня паром забирает пассажиров от нашего берега и везет их в Луду. Отлично ! в момент погрузки мы с ним вероятно сможем договориться. А пока - надо где-то ночевать...
На мысу стоит
дом. По виду - бывшая контора. Внутри печь, стол, две кровати. Предполагаю, что тут когда-то была контора, заведующая переправой. Видимо тут можно было переждать шторм в ожидание парома, тут же оплатить переправу и т.д. Сейчас тут - свинарник.
Делать нечего. Приводим в чувство контору - подметаем пол, выкидываем какой-то мусор, закрываем разбитые окна, топим печь, накрываем на стол. Кто-то решает спать на кроватях, остальные - в палатках рядом с домом.
Выпиваем и закусываем. Ложимся спать.

Утро.
Боров
готовит вкусные блины. Мы решаем заняться текущим ремонтом паджерика и в последний раз попытаться реанимировать Субурбана. Слышим гул мотора - на берег прибывает грузовик-вахта и УАЗ-буханка из Яреньги - привозит пассажиров к парому. Минут через 40 приходит паром. Засылаем самого представительного и серьезного из нас - переговорщика. Алексей перетирает с капитаном, народ загружается и отплывает...

Результат переговоров : паром на обратном пути из Луды забирает нас и перевозит в Пертоминск. Стоить это будет по 2500 руб с каждой машины.

Ок. У нас есть время до 17 часов. Местные советовали провести его в осмотре достопримечательностей - чуть южнее по берегу находятся развалины древней
паровой лесобиржи. Они называют их "паровоз". Скорее всего из-за визуального сходства паровой машины на колесах. Лесобиржа была построена по последнему слову техники. Сплавной лес собирался в доках, в которые поступала и убывала вода по специальным каналам и шлюзам, управляемым паровыми машинами. Скорее всего так-же была и лесопилка. Внутри разрушеного здания мы нашли две паровые машины и еще (предположительно) одна - за внешней стеной. Судя по всему последняя управляла шлюзами, а две в здании - качали воду и пилили лес ?
Вкусив древних технологий мы вернулись к избе - собирать вещи.

Оживить маленького, но гордого автомобильчика не получилось, и было решено выбросить его за борт, если вдруг паром начнет тонуть ,как наименее ценного члена экспедиции на этом этапе ;-)
Пришел паром. Мы кое-как
втиснули три наших автомобиля на небольшую палубу. Приличное течение несколько раз сносило паром обратно к берегу, не давая отойти на нужный фарватер - выталкивало нас на мель, но опытный капитан грамотно разрулил ситуацию и мы пошли в сторону Пертоминска вполне довольные удачей с паромом (по словам местных - капитан мог просто отказаться брать не запланированных на этот день пассажиров).
Минут через сорок нас
десантировали в Пертоминске. Долго мы пытались стронуть по рыхлому песку с виду не такой уж и тяжелый Субурбанчег. В конце концов превратив песчаный пляж в грядку подмосковной фазенды мы выбрались с берега в поселок. Пообщавшись с местными жителями и более тесно познакомившись с боцманом парома, мы поняли, что.... приплыли НЕ ТУДА !
Оказалось, от Пертоминска на Луду нет нормальной дороги - есть гать через болота сразу на Уну, около 30 км. Тащить на тросе сломаный Сузуки по такой "дороге" совсем не грело и парни пошли снова мучить капитана на предмет - отвезти нас прямо в Луду...
Переговоры затянулись звонками по радиостанции в контору (в Яреньгу) и в связи с этим половина команды парома вместе с нами
успела изрядно усугубить.
К 10 часам
вечера капитану удалось набрать трезвую команду, затолкать наши машинки обратно на паром и отчалить от гостеприимного берега Пертоминска в сторону неизвестной Луды
Мы были бодры, веселы и уверены в успехе. В Луде нас ждал грейдер до Уны и оттуда - на Онегу.

Как мы плыли к Луде - это целая история.
Наш паромчик в абсолютной темноте (на пароме нет ни одной работающей лампочки) несколько раз налетал на мель, у нас глох и перегривался старенький дизель. Система охлаждения почти полностью забилась илом. Было дело - мы предложили сбросить в воду Субурбан , чтобы облегчить вес... Короче было весело.
В начале четвертого ночи мы выгрузились на пристань Луды. Нашли выход на грейдер и ... дальше домой с
Субурбанчегом на веревочке.

P.S.: Особо стоит отметить
Леху Hi-Lux, который мало того, что опоздал на старт в Москве, поехал неправильной дорогой - через разрушеный мост в Нижмозере, опоздал на сутки на место встречи уже на маршруте, так еще умудрился проехать В ОДИНОЧКУ ! весь маршрут по раздобланым нами зимнику и болотинам, в одиночку прошел няшу, вплоть до Избы Котова, вернуться обратно в д.Пурнема и выйти через непроходимые болота на север от деревни - на тот самый грейдер, что описывали нам мужики-ягодники при встрече на р.Ухта
Леха - настоящий герой экспедиции. Респект и уважуха !

22-12-2008



1999-2020. NISSAN 4x4 CLUB
По всем вопросам пишите: mosqua@mail.ru
33dev дрон-рейсинг гонки дронов